Россия станет рынком сбыта для ВТО
Под занавес минувшего года закончилась 18-летняя эпопея российского правительства по вступлению в ВТО. На прошлой неделе в Госдуме проводился круглый стол на тему «Вступление России в ВТО: кто выигрывает?». Представители отраслей, ассоциаций и союзов единогласно заявили, что российская экономика тяжело пострадает от этого шага и выступили за то, чтобы его отложить. Представители переговорного процесса с мировым торговым клубом не захотели услышать мнение бизнеса.
Конечно, сегодня, когда почти все цивилизованные страны мира состоят в ВТО, хочется «поприсутствовать» в нем рядом с ними. К тому же, как говорят чиновники, мы развиваемся и когда-нибудь тоже начнем что-нибудь производить и продавать. Вот тогда нам и понадобится отмена торговых барьеров, которую гарантирует Всемирная торговая организация. Аргумент, конечно, сильный, но это все равно, что человеку потратить все свои сбережения и даже залезть в долги, чтобы купить гараж, потому что лет через двадцать у него будет машина.
Формальное «присутствие» России в клубе мировой торговли будет стоить ей очень дорого, при этом торговать на этом рынке кроме сырья стране практически нечем, а заградительных пошлин на него и без ВТО никто в мире не выставляет. «Вступление в ВТО в принципе противоречит планам модернизации экономики: глобальные ТНК и международные банки традиционно рассматривают Россию и слаборазвитые страны в качестве сырьевого придатка, поставщика рабочей силы и рынка сбыта для своей продукции, – считает старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский. – Ни о каком трансфере высоких технологий не может быть и речи – международные монополии практически никогда не идут на передачу ключевых управленческих и производственных технологий, которые являются основной их доминирующего положения на международных рынках и позволяют извлекать монополистическую ренту».
Вступление России в ВТО противоречит планам модернизации экономики
Эксперт констатирует, что российские обрабатывающие производства, объемы выпуска которых не дотягивают до 60 % от 1990 года, а износ основных фондов зашкаливает за 75 % и без снятия барьеров ВТО задыхаются от ценового шантажа естественных монополий, коррупционных поборов, неподъемных ставок по кредитам (17-22 % годовых) и отсутствия минимальной господдержки.
Между тем министерства и ведомства уже подсчитали убытки от вступления России в ВТО. Практически во всех их докладах, представленных правительству, говорится о том, что та или иная отрасль погибнет после либерализации торговли, не выдержав свободной конкуренции с импортом. Далее в этих докладах идут просьбы об оказании помощи с приложением списка необходимых мер и суммы денег.
В целом же, по расчетам аналитиков центра «ВТО-ИНФОРМ», ущерб для экономики России от вступления в ВТО по всем отраслям составит 1,5 трлн рублей ежегодно. Существенное снижение ставок ввозных пошлин, отказ от введения специальных цен на энергоресурсы для промышленных предприятий и отсутствие государственной поддержки экспорта ставят нас в заведомо неравноценные условия конкуренции с иностранными производителями. Таким образом, принимаемые Россией обязательства непропорциональны ожидаемым выгодам от вступления в ВТО, делают вывод специалисты.
Правда, как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, Минсельхоз, Минпромторг и Минэкономразвития сейчас «работают по тем отраслям, которые, возможно, будут испытывать на себе негативное влияние в связи с ратификацией протокола о присоединении России к ВТО». Шувалов также обещал, что правительство рассмотрит все просьбы отраслей, которые потенциально могут пострадать от вступления в мировой торговый клуб, и к 1 мая уже будут готовы законопроекты по решению этих проблем. Все это хорошо, но какой смысл вступать в ВТО на таких условиях, которые требуют принятия масштабных экстренных мер?
По условиям вхождения в ВТО Россия имеет право увеличить вдвое официальную господдержку аграрнопромышленному сектору, которая сейчас составляет около 12 млрд рублей (за счет торговых барьеров), но через шесть лет – к 2018 году она должна вернуться к исходным значениям. Так что эта мера – временная. Но если сейчас этой мерой не воспользоваться, то последствия могут быть катастрофическими. Впрочем, судя по всему, для спасения сельхозпроизводителей речь пойдет вовсе не о каких-то жалких 24 млрд рублей предполагаемой господдержки. По расчетам специалистов РСПП, предприятиям агропромышленного комплекса потребуется до 400 млрд рублей компенсации, которая пойдет на списание долгов сельхозпредприятий и другие затраты.
Об этом председатель РСПП Александр Шохин написал письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову. По словам Шохина, всеми своими достижениями в 2011 году (93,9 млн тонн зерна, 46,3 млн тонн сахарной свеклы и т.д.) агропредприятия обязаны, в основном, разовой господдержке в 125 млрд рублей. Однако рентабельность сельхозбизнеса не только не выросла, но даже упала на 5,4 %. А виновата в этом постоянно растущая стоимость практически всех необходимых для сельскохозяйственного производства ресурсов и непрерывный рост издержек на строительство и инфраструктуру. Поэтому после ратификации вступления России в ВТО наш агропром станет неконкурентоспособным на внутреннем рынке, и причиной тому являются низкие закупочные цены, старые агротехнологии и низкая платежеспособность российского населения.
При этом сельхозпредприятия не могут перенести свои производственные издержки на стоимость продукции, потому что она социально значимая, а вся 25-30%-я маржа от продажи остается в торговых сетях. И предприятия вынуждены работать в долг. В итоге, кредитная задолженность предприятий агропрома на сегодняшний день составляет 1,575 трлн рублей, что больше их совокупной валовой выручки даже в нынешнем урожайном году.
Скоро весь наш розничный рынок ширпотреба будет полностью принадлежать иностранцам
В докладе Минсельхоза также говорится о разорении сельского хозяйства из-за вступления нашей страны в ВТО. Потому что снижение импортных пошлин сделает российские агропредприятия абсолютно непривлекательным для иностранных инвестиций. Их продукция будет неконкурентоспособной на внутреннем рынке, поэтому иностранным инвесторам станет гораздо выгоднее вложиться в «ножки Буша» или аргентинскую говядину, которая пойдет на российский рынок уже без всяких таможенных барьеров.
Чтобы компенсировать потери, утверждают специалисты, нужно выделять из бюджета российским свиноводам 20 млрд рублей в год, а производителям говядины – 17 млрд рублей. Всего же, по подсчетам Минсельхоза, для сглаживания негатива от вступления в ВТО, правительство должно субсидировать сельское хозяйство на дополнительные 96 млрд рублей в год и установить нулевой налог на прибыль и льготный НДС на ввоз племенного скота до 2020 года.
Еще одна проблемная отрасль, которая будет нуждаться в крупных субсидиях – производство сахара. При новом механизме взимания импортных пошлин отечественный свекловичный сахар будет проигрывать по цене импортному тростниковому, и потенциальные потери оцениваются в 25 млрд рублей в год. В общем, вступление в ВТО станет настоящей «миной замедленного действия» для всего российского сельского хозяйства.
Тем временем, правительство уже начало «прорабатывать» вопрос о продлении льгот по налогу на прибыль для отдельных категорий сельхозпроизводителей, и кроме того, как пообещал Путин, весной аграрии получат 30%-ю скидку на ГСМ, что позволит им сэкономить около 30 млрд рублей. Но все эти «подачки», вместе взятые, не дотягивают до требуемых 400 млрд рублей.
Еще более серьезная опасность грозит российскому «ширпотребу», а точнее – тому, что от него осталось. По прогнозам Минпромторга, после вступления России в ВТО эта отрасль станет одним из главных кандидатов на вымирание. Специалисты подсчитали, что ее потери в ближайшие несколько лет составят 2,7 млрд рублей. Конечно, по сравнению с аграрным сектором это не так уж много, но для отечественной легкой промышленности и такой «прорехи» будет достаточно, чтобы текстильные и швейные предприятия прекратили свое существование. Скоро весь розничный рынок ширпотреба будет полностью принадлежать иностранцам, и Россия станет настоящим «рынком сбыта» и «сырьевым придатком» не только для Запада, но и для таких стран как Китай и Турция.
Однако бюджетных денег Минпромторг у правительства не просит, понимая, что все равно ничего не дадут. Ведь по правилам ВТО государственная помощь для всех отраслей, кроме сельского хозяйства, не приветствуется.