Фумигация зерна в трюмах судов
Обработка зерна препаратами на основе фосфина на судах балкерного типа
Фумигировать зерно препаратами на основе фосфина запрещается при продолжительности рейса менее 4суток при применении метода рециркуляции и не менее 10 суток при технологии «ФИТО-ЭКСПЛО фумигация». Нельзя фумигировать зерно, имеющее влажность выше 16% и температуру ниже +15С. Верхний температурный предел не ограничивается.
До начала досмотра специалист фумигационного отряда обязан получить у капитана судна фумигационный сертификат, картоплан. или другой документ, в, котором должны быть отражены: дата введения препаратов в зерно, наименование препаратов, количество введенного препарата в зерно по каждому трюму, схемы закладки препаратов. Он должен получить у капитана судна оставшиеся средства для определения фосфина в воздухе, переданные фумигацюнными фирмами в порту погрузки и не использованные в рейсе. Все суда, занятые на перевозках зерна, должны быть комиссионно обследованы параходствами на предмет их технической пригодности для фумигации груза в рейсе с выдачей акта соответствия. До начала погрузки зерна должно быть осуществлено инспектирование трюмов на предмет состояния их по герметичности, чтобы исключить утечки фосфина в рейсе в период экспозиции фумигации в служебные и жилые помещения и на палубу. Выявление и устранение мест утечек фумиганта повышает безопасность экипажа, с одной стороны, и, сохраняя газ внутри трюма, гарантирует эффективность обеззараживания.
Технология фумигации.
Для обеззараживания зерна в трюмах судов в рейсе допускается применение двух технологий: "Фито-экспло фумигация" и метод рециркуляции. Технология "фитоэксплофумигация" заключается в расположении фосфинных препаратов внутри перфорированных газораспределительных груб, которые вертикально погружаются в зерновую насыпь на нужную глубину ,после окончания погрузки. заглубление производится с помощью вибратора, работающего сжатым воздухом под давлением около 7 атмосфер от компрессора, трубы располагаются в просвете грузового люка, обычно по одной в каждом углу. Перед установкой- газораспределительных труб экипаж открывает крышки грузовых люков. При рабочем ходе вибратор вертикально погружается в зерно. Закрепленная в его передней части жесткая цилиндрическая насадка толкает коническую деревянную пробку к которой прикреплена расположенная внутри насадки гофрированная, сжатая гармошкой трубка из перфорированной алюминиевой фольги на спиральной проволочной основе диаметром около 70 мм. При обратном ходе вибратора с насадкой коническая пробка остается в зерне и удерживает нижний конец перфорированной трубы, которая, покидая насадку, растягивается на всю высоту трюма. Таким образом после извлечения вибратора и насадки в зерне на глубину насыпи остается вертикальная перфорированная груба, в нутрии которой находится прочный силовой шнур, нижний конец которого закреплен к концу спиральной проволочной основы, а верхний конец выведен наружу трубы. Шнур служит для последующего удаления грубы из зерна в порту разгрузки. Внутрь каждой перфорированной трубы опускают на связках (в матерчатой оболочке), фосфинные препараты к верхнему концу связки крепится сигнальный шнур, свободный конец которого остается на поверхности зерна. С помощью этого шнура в порту разгрузки из перфорированных труб извлекают остатки разложения фосфинных препаратов. При применении технологии "фито-экспло фумигация" .норма расхода препаратов по фосфину составляет 0,8 г/м3, а время экспозиции – не менее 10 суток -
Фумигация по методу рециркуляции
Метод рециркуляции заключается в том, что газовоздушная смесь внутри трюма направленно подается из надзернового пространства в нижние точки трюма с помощью специальной системы рециркуляции, Оборудование системы рециркуляции фумигационные фирмы монтируют в пустых трюмах до, загрузки их зерном. Система состоит из вентилятора с электродвигателем (искро- и взрывобезопасного) и соединенных между собой перфорированных горизонтальных и сплошной вертикальной гофрированных пластмассовых труб. Вентилятор может приводиться в действие также от компрессорной установки судна. Фосфинные препараты раскладывают в поверхностном слое зерновой насыпи трюма на глубину до 0,5м. При применении метода рециркуляции норма расхода препаратов по фосфину составляет 0,8г/м3, продолжительность работы вентилятора системы рециркуляции – не менее 5 суток, а время экспозиции – не менее 10 суток.
Дегазация зерна в трюмах.
После окончании установленного фумигапионной фирмой срока экспозиции- фумигации по распоряжению капитана должны быть открыты вентиляционные головки (ветрозелн) трюмов и крышки лазовых люков для осуществления дегазации на ходу судна. Перед открытием вентиляционных головок трюмов и лазовых люков на судне задраить иллюминаторы, и входные двери в помещения надпалубной надстройки, а с палубы удалить лиц, не выполняющих работы по дегазации* Дегазации предпочтительно проводить при боковом ветре. -Нельзя проводить дегазацию при встречном ветре и отсутствии воздушных потоков на палубе. Члены экипажа, открывающие вентиляционные головки трюмов и лазовые люки должны находиться с наветренной стороны головки в противогазах. Открывать вентиляционные головки трюмов и лазовые люки надо последовательно, начиная с трюма, находящегося с подветренной стороны и двигаясь против направления ветра,. Если позволяют погодные условия, спустя 2-3 часа, после открытия вентиляционных головок и лазовых люков могут быть открыты крышки трюмов с принятием выше приведенных мер предосторожности и с учетом направления ветра. При использовании метода рециркуляции на время дегазации (при открытых крышках люков и трюмов) следует включать вентиляторы рециркуляционной системы. При проведении дегазации необходимо контролировать состояние воздушной среды в районе заборных решеток судовой вентиляции. При условии содержания фосфина в воздухе над поверхностью зерна на высоте 0,5-1,0 м не выше 0,1 м г/м3, в межзерновом пространстве на глубине до 0,3 м от поверхности зерна не выше 50 м г/м3 специалист по фумигации по согласованию с представителем санэпидемстанции дает разрешение на досмотр зерна,
Фумигация зерна в трюмах судов типа «Волго-Балт».
Фумигацию зерна и зернопродуктов препаратами на основе фосфина в российских портах погрузки разрешается проводить на судах типа «Волго-Балт» с кормовой надстройкой, которые должны отвечать следующим требованиям:
— иметь исправные люковые закрытия, отвечающие требованиям правил Регистра («непроницаемость при воздействии моря»);
— при наличии вентиляционной системы в трюмах она не должна проходить через жилые, рабочие и служебные помещения судна;
— жилые, рабочие и служебные помещения судна должны иметь систему принудительной вентиляции;
- последний трюм не должен заходить под жилую надстройку.
Транзитная фумигация
Наиболее распространенная в настоящее время технология транзитной фумигации с применением таблетированных препаратов на основе фосфина, наряду с очевидным экономическим эффектом самого процесса имеет также ряд технических недостатков, прежде всего связанных с ограничением минимального времени обработки и с остаточными явлениями процесса химической реакции фумиганта в грузе, в основном зависящими от параметров температуры и влажности. Эти недостатки наносят значительный материальный ущерб при проведении транзитной фумигации во время коротких рейсов (например, из портов черноморского побережья РФ в порты Турции, Греции, Кипра, Израиля, Египта и т.п.). На практике это приводит к простоям судов в портах выгрузки, связанным с высокой концентрацией фумиганта и/или обнаружением живых насекомых-вредителей в грузе, влекущим за собой значительные финансовые потери.
Для судовой фумигации как у причала, так и на рейде, возможно использование скоростных генераторов газа фосфин СГФ-М2с, позволяющие в течение 1 часа в трюмы с зерном, напустить необходимую массу газа фосфин. Экспозиция составляет 2,5 суток. Дегазация (пассивная) – от 2-х до 4-х суток. Использование для судовой фумигации таблеток, которые в некоторых случаях не успевают разложиться и выделить газ фосфин за время следования корабля в пункт назначения, приводит к отсутствию эффективности фумигации и созданию на судне пожаро-взравоопасной ситуации.
Технология фумигации с применением сотовых генераторов газа фосфин СГФ-М2, имеющаяся в распоряжении ООО "НПФ Скарабей", является следующим, более совершенным поколением технических средств и технологий фумигации, не имеющим зависимости от параметров температуры и влажности и не оставляющим химических отходов в обрабатываемом грузе. По мнению международных аналитиков, технология транзитной фумигации с применением СГФ-М2 компанией ООО "НПФ Скарабей" , позволит избежать негативные явления, присущие фумигации с применением таблетированных препаратов на основе фосфида металлов и достигнуть желаемый экономический эффект при проведении транзитной фумигации во время коротких рейсов.