Обращение в Гос.Думу от Национального Фумигационного Союза
Председателю Комитета Государственной думы
по аграрным вопросам Кашину В.И.
Национальный Фумигационный Союз просит оказать помощь в решении вопросов лицензирования деятельности по карантинному фитосанитарному обеззараживанию.
Национальный Фумигационный Союз (далее НФС) с 2017 года объединяет в своем составе предприятия оказывающие услуги хлебоприемным, сельскохозяйственным и зерноперерабатывающим предприятиям по обработке (обеззараживанию) складских и производственных помещений от вредителей хлебных запасов (амбарных вредителей).
В целях обеспечения охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов 21.07.2014г. был принят Федеральный закон № 206-ФЗ «О карантине растений».
С 01 января 2018 года в соответствии с частью 1 статьи 27 ФЗ-206 "О карантине растений" для проведения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию (далее - работы по обеззараживанию) необходимо иметь лицензию.
Постановлением Правительства РФ № 768 от 09.08.2016г. установлен Перечень видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию (далее Перечень).
Предприятия, входящие в НФС, много лет выполняющие работы по обеззараживанию, намерены получить лицензию на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию с применением пестицидов первого, второго, третьего, четвертого классов опасности (п.1, п.2 Перечня).
Лицензирование деятельности по карантинному фитосанитарному обеззараживанию регламентируется Положением о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 133 от 03.02.2017г. (далее Положение о лицензировании).
Некоторые члены НФС по несколько раз подавали заявление на получение лицензии на виды работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию по пунктам 1 и 2 Перечня и каждый раз лицензирующая организация - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) - возвращала им заявления, ссылаясь на несоответствие поданных документов Положению о лицензировании.
В связи с этим возникает несколько вопросов в части требований к соискателям лицензии, определенных Положением о лицензировании.
Подпунктом в) пункта 5 определено следующее требование: «Наличие квалифицированных работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, непосредственно выполняющих работы по обеззараживанию, имеющих высшее профессиональное образование или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет по соответствующей специальности (агрономия, защита растений) в области осуществления лицензируемого вида деятельности».
Считаем требование о наличии работников со специальностью «агрономия, защита растений» спорным, т.к. для выполнения непосредственно обеззараживания (т.е. проведение газовой, влажной или аэрозольной дезинсекции) агрономические знания не требуются. Существует государственная структура - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Территориальные управления Россельхознадзора, имеющие в своем составе службы по карантину растений и фитосанитарному надзору, специалистов с агрономическим образованием, проводят обследования подкарантинных объектов на наличие семян карантинных растений или карантинных вредителей и выдают предписания о необходимости проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания. Предприятия и организации, выполняющие работы по обеззараживанию, не определяют ни наличие карантинных вредителей и растений, ни степень зараженности, а только проводят непосредственно обеззараживание по договорам с владельцами подкарантинных объектов. У этих организаций отсутствует необходимость в работниках, имеющих высшее или среднее специальное образование по агрономии и защите растений, так как проведением работ по обеззараживанию, дезинсекции, фумигации занимаются работники, прошедшие обучение по специальным программам и в установленные законом сроки обучающиеся на курсах повышения квалификации по заявляемым видам деятельности, т.е. имеющие специальную профессиональную подготовку по проведению всех видов обеззараживания, в том числе и карантинного.
Все виды обеззараживания - карантинное, профилактическое, истребительное - проводятся с применением одних и тех же пестицидов, по одинаковым методикам и технологиям, с использованием одного и того же оборудования.
Считаем, что более правильным будет изложить подпункт в) пункта 5 Положения о лицензировании в следующей примерной редакции: «Наличие квалифицированных работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, непосредственно выполняющих работы по обеззараживанию, имеющих специальную профессиональную подготовку и стаж работы не менее 3 лет в области осуществления лицензируемого вида деятельности».
Подпунктом д) пункта 5 определено следующее требование: «Страхование гражданской ответственности в случаях, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ-225 от 27.07.2010г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права:
- опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Организации, выполняющие работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, регистрации в государственном реестре не подлежат (приложение
- к Методическим рекомендациям, утверждегпшш Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008г. № 131 «Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре»). А вот объекты обеззараживания - производственные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья (элеваторы, зерноперерабатывающие предприятия и пр.) согласно ч.16 вышеуказанного перечня являются опасными производственными объектами, и, в соответствии с ФЗ-225 от 27.07.2010г., они подлежат обязательному страхованию.
К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не являющихся владельцами и эксплуатантами опасных производственных объектов, а только оказывающим им услуги по обеззараживанию, положения Федерального закона ФЗ-225 от 27.07.2010г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" не могут быть применены.
Считаем, что необходимо подпункт д) пункта 5 Положеьшя о лицензировании признать утратившим силу.
3. Соответственно и требование подпункта е) пункта 5 Положения о лицензировании «наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах обеззараживания» согласно Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" необходимо также признать утратившим силу.
Второй вопрос возникает по Перечню видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 768 от 09.08.2016г. в п. 1 Перечня определены работы с применением пестицидов первого класса опасности. К первому классу опасности относятся пестициды с совершенно разными характеристиками (технология применения, форма, условия хранения, перевозки, утилизации): пестициды на основе фосфидов и пестициды в газообразном состоянии, находяшиеся в сосудах с избыточным давлением.
Пестициды на основе фосфидов выпускаются в виде таблеток в герметично закрытых алюминиевых банках, действующим веществом является газ, выделяющийся при соприкосновении с воздухом.
Пестициды в газообразном состоянии, находящиеся в сосудах с избыточным давлением, - это бромистый метил (бромметил, метил бромид, метабром) - препарат, производство которого ввиду высокой токсичности, озоноразрушающей способности, способности накапливаться в зерне, официально запрещено во всех странах мира, кроме Израиля. Россия подписала Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, согласно которому использование бромметила запрещено. Однако, небольшие партии этого препарата регистрируются, ввозятся и используются на территории Российской Федерации.
Ввиду того, что пестициды на основе фосфидов и пестициды в газообразном состоянии имеют различные технологии применения, различную форму, упаковку, условия хранения, перевозки, утилизации, а также учитывая, что практически ни одна организация в России не имеет права использовать бромметил, а требования к соискателям лицензии по пунктам 1 и 2 Перечня предъявляются с учетом использования бромметила, считаем некорректным объединение в одном пункте Перечня пестицидов с совершенно разными характеристиками на основании того, что они относятся к одному классу опасности.
Предлагаем разделить пункт 1 Перечня, а именно: пункт 1 Перечня изложить в следующей редакции: «Работа по уничтожению или лишению жизнеспособности вредных организмов в подкарантинной продукции или на (в) подкарантиниьгк объектах с применением пестицидов первого класса опасности, кроме пестицидов в газообразном состоянии, находящихся в сосудах с избыточным давлением, в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке.
Работа по удалению, выводу газов, паров пестицидов в целях снижения их содержания в подкарантинной продукции и на подкарантинных объектах путем проветривания, вентилирования (дегазация) проводится в случаях, предусмотренных регламентами применения пестицидов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Дополнить Перечень пунктом 8 «Работа по уничтожению или лишению жизнеспособности вредных организмов в подкарантинной продукции или на (в) подкарантинных объектах с применением пестицидов первого класса опасности в газообразном состоянии, находящихся в сосудах с избыточным давлением, в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке.
Работа по удалению, выводу газов, паров пестицидов в целях снижения их содержания в подкарантинной продукции и на подкарантинных объектах путем проветривания, вентилирования (дегазация) проводится в случаях, предусмотренных регламентами применения пестицидов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Уважаемый Владимир Иванович! Национальный Фумигационный Союз просит рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ№ 133 от 03.02.2017г. и в Перечень видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 768 от 09.08.2016г.
Со своей стороны, мы готовы привлечь к обсуждению и решению вышеизложенных замечаний и предложений экспертов и специалистов в данной области.
Президент Национального Фумигационно Союза А.Н. Лялюк