Обращение по монополизации КФО

 

В настоящее время, большое количество компаний, занимающиеся обеззараживанием от вредителей хлебных запасов, столкнулись с серьезной проблемой, на них стал подавать в суд  Россельхознадзор, с требованием наказать данные компании, вменяя в вину осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), что в свою очередь содержит элементы административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Россельхознадзор считает, что любое обеззараживание в России фактически является карантинным фитосанитарным обеззараживание и соответственно подпадает под лицензирование. Данное заблуждение они основывают на ошибочном толковании п. 6, п. 20 ст. 2 Федерального закона №206-ФЗ от 21.07.2014 г. «О карантине растений», при этом забывают эти понятия проанализировать системно с другими нормами данного закона.

В обоснование своих действий Россельхознадзор приводит следующие доводы, компании выполняющие работы по обеззараживанию складов и иных объектов от вредителей хлебных запасов, фактически выполняют работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, одним из видов, установленных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2016 № 768 «Об установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию», следовательно, эти работы в свою очередь могут выполнятся только при наличии у компании лицензии, выдаваемой в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 03.02.2017 г. № 133 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному
обеззараживанию».

Данные действия со стороны Россельхознадзора не правомерны по следующим
основаниям.

1. Если внимательно и системно проанализировать нормы Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г., и Инструкцию по борьбе с вредителями хлебных запасов (утв. ВНПО «Зернопродукт» 27.08.1991), то становится очевидным, в каких случаях работы по обеззараживанию будут являться карантинным фитосанитарным обеззараживанием (где необходима лицензия) и в каких случаях эти работы надо проводить, а в каких обеззараживание будет являться профилактическим (где не требуется лицензия).

Если проанализировать п. 1 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. где указывается, что «Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов», то становится очевидным, что основной целью Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. «О карантине растений» является недопущения проникновения на территорию Российской Федерации и распространения по ней карантинных объектов.

П. 14 ст. 2 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. определяет понятие «карантинный объект — вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов». Из чего следует вывод, если вредный организм уже присутствует на территории Российской Федерации, не является ограниченно распространенным, и он не внесен в единый перечень карантинных объектов, то он не подпадает под действие ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г., и соответственно с такими вредными организмами надо бороться уже в рамках Инструкции по борьбе с вредителями хлебных запасов (утв. ВНПО «Зернопродукт» 27.08.1991), в этом случае профилактические работы выполняются без наличия лицензии.                                                                                                                                                                                                   

На сегодняшний день, единый перечень карантинных объектов, утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158 «Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза».

2. П. 1 ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. определяет, что «Карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания, в случае:

ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации подкарантинной
продукции, подкарантинных объектов;

оформления карантинного сертификата;

оформления фитосанитарного сертификата;

вынесения должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, предписания о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции;

выбора собственником подкарантинной продукции карантинного фитосанитарного
обеззараживания подкарантинной продукции в качестве карантинной фитосанитарной меры в случае, если подкарантинная продукция заражена и (или) засорена карантинными объектами.

Как видно, перечень случаев проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания закрыт, он не предусматривает дополнение «и в иных случаях».

П. 20 ст. 2 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. определяет понятие «карантинное фитосанитарное обеззараживание — процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности».

П. 6 ст. 2 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. определяет понятие «вредный организм — жизнеспособное растение любых вида, сорта или биологического типа, животное либо болезнетворный организм любых вида, биологического типа, которые способны нанести вред растениям или продукции растительного происхождения».
В рамках карантинного фитосанитарного обеззараживания п. 6, п. 20 ст. 2 необходимо интерпретировать в системной связи с ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г.

Таким образом из смысла п. 1 ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. четко следует вывод, если работы по обеззараживанию не связаны с случаями:

ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации
подкарантинной продукции, подкарантинных объектов;

оформления карантинного сертификата;

оформления фитосанитарного сертификата;

вынесения должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений,
предписания о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции;

выбора собственником подкарантинной продукции карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции в качестве карантинной фитосанитарной меры в случае, если подкарантинная продукция заражена и (или) засорена карантинными объектами.

То в таких случаях, проводится профилактическое обеззараживание в соответствии с требованиями Инструкции по борьбе с вредителями хлебных запасов (утв. ВНПО «Зернопродукт» 27.08.1991). При этом, законодательство Российской Федерации не требует наличие лицензии.

Заказчик работ, по обеззараживанию от вредителей хлебных запасов, самостоятельно обязан определить, какое обеззараживание ему необходимо, карантинное фитосанитарное обеззараживание в соответствии с ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. или профилактическое обеззараживание в соответствии с Инструкцией по борьбе с вредителями хлебных запасов.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, можно доказать только, если в суд будут предоставлены подтверждающие документы и объяснения Заказчика, где он подтвердит, что заказывал работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию и при этом контрагент ему заявлял, что имеет право выполнять данные работы, а также в дальнейшем, после выполнения работ, предоставил заказчику акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в форме, установленной федеральным органом исполнительной власти (в данном случае форма акта утверждена Приказом Минсельхоза России от 26.12.2016 N 587 «Об утверждении формы акта карантинного фитосанитарного обеззараживания»). Только в этом случае, можно доказать, что компания, не имеющая лицензии на право выполнять карантинное фитосанитарное обеззараживание, сознательно ввело в заблуждение заказчика и не законно выполнила данные работы. При этом надо также учитывать, что Заказчик должен был проявить допустимую осмотрительность и потребовать от контрагента копию лицензии на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, или проверить наличие контрагента в реестре Россельхознадзора получивших лицензию на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию (с реестром можно ознакомится на официальном сайте Россельхознадзора, в свободном доступе).

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов, размещена информация о подготовке проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О карантине растений» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=93125).

Предлагаемый Минсельхозом России проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О карантине растений» предусматривает дополнить частью 1.1 статью 27 следующего содержания: «1.1. Карантинное фитосанитарное обеззараживание при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации подкарантинной продукции (за исключением карантинного фитосанитарного обеззараживания термическим методом подкарантинной продукции, перевозимой в виде древесных упаковочных и крепежных материалов, при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара) проводится силами подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области карантина растений, организаций, имеющих лицензию на право проведения такого обеззараживания».

890

Только в России контрольно-надзорная структура (Россельхознадзор) может: контролировать, осуществлять надзор, оказывать платные услуги (по ценам выше рыночных), выдавать на оказываемые ими же услуги лицензии, и еще назначать административные наказания (это 100% пример возможности коррупционной составляющей).

На основании вышеперечисленных доводов и в противовес недопущения со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации монополизации рынка карантинного фитосанитарного обеззараживания, Национальный фумигационный союз (НФС) написал обращение и отправил по адресам компетентных органов.        

887 888

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

893

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Убедительно просим, всех неравнодушных, написать такие обращения от имени ваших компаний, для формирования и усиления общей  позиции по создавшейся ситуации на рынке обеззараживания от вредителей хлебных запасов. Текстовку обращения вы можете менять, как посчитаете нужным. Образец обращения, можно скачать здесь. Адреса, куда следует отправить подписанные обращения можно скачать здесь.

Каждое ваше обращение очень важно и необходимо для общего блага!