Обзор агроновостей рынка Казахстана

8 зернохранилищ емкостью 450 тыс тонн будет построено в СКО до августа 2013г

Восемь зернохранилищ емкостью 450 тысяч тонн будет построено в Северо-Казахстанской области до августа 2013 года, сообщил в пятницу на совещании по вопросам развития агропромышленного комплекса и подготовки к весенне-полевым работам с участием первого вице-премьера Казахстана Серика Ахметова председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» Берик Бейсенгалиев.

По его данным, холдингом реализуется проект по строительству зернохранилищ, в рамках которого построены 15 хранилищ на 384 тысяч тонн, в том числе на Северо-Казахстанскую область приходится семь зернохранилищ на 135 тысяч тонн.

«В текущем году в Северном Казахстане будет начато строительство восьми зернохранилищ общей емкостью в 450 тысяч тонн, в том числе 130 тысяч тонн – под масличные культуры. Эти зернохранилища планируется ввести в эксплуатацию до августа 2013 года. В текущем же году планируется ввести в эксплуатацию одно зернохранилище емкостью 140 тысяч тонн, в том числе 20 тысяч тонн – под масличные культуры», - пояснил Бейсенгалиев.

Как отметил в своем выступлении первый заместитель акима Северо-Казахстанской области Айдарбек Сапаров, «недостаток емкостей для хранения зерна как на элеваторах, так и в агроформированиях является одной из главных проблем».

«Для решения данного вопроса в области с 2006 года началась большая работа по строительству новых и модернизации имеющихся элеваторов, зернохранилищ, что позволило увеличить объёмы хранения зерна на 763 тысячи тонн. В целях продолжения работ по строительству элеваторов, работающих по новой технологии, в текущем году намечается увеличение емкостей хлебоприёмных предприятий на 438 тысяч тонн», - заключил Сапаров.

Источник: Новости-Казахстан

 

Казахстан: Продкорпорация планирует начать строительство и модернизацию зернохранилищ с объемом хранения до 1 млн. тонн зерна

АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» в 2012 году планирует начать строительство и модернизацию зернохранилищ с объемом хранения до 1 млн. тонн зерна. Также намечается строительство зернохранилищ за счет средств участников зернового рынка в объеме 0,5 млн. тонн. Это позволит снизить дефицит мощностей хранения зерновых и масличных культур, говорится в сообщении пресс-службы Минсельхоза РК.

«Для стабилизации внутреннего рынка в случае дефицита зерна, муки и повышения цен на хлебопродукты АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» необходимо иметь неснижаемый остаток зерна в объеме 1,5 млн. тонн. Сейчас же емкости дочерней компании АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» ТОО «Астыккоймалары» составляют всего 538 тыс. тонн», - подчеркнули в пресс-службе.

Отмечается, что в целях снижения затрат на логистику новые зернохранилища будут построены с дислокацией на основных перспективных экспортных направлениях: Южное, Северное и Западное. Это позволит использовать комбинированные железнодорожные тарифы при экспорте зерна и оперативно формировать экспортные партии зерна на приграничных территориях.

Источник: АПК-Информ

 

Таможенные органы Казахстана просят зерновые компании предоставить график отгрузки зерна на экспорт на 2012 год

Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан была проведена рабочая встреча с представителями зерновых компаний (экспортеров), налоговых органов, по выработке и реализации совместных мероприятий для беспрепятственной отгрузки зерна, сообщает пресс-служба КТК.

Ежегодно, в осенне-зимний период казахстанскими зерновыми компаниями поднимается вопрос по обеспечению своевременной таможенной очистки зерна пшеницы на экспорт, особенно с элеваторов, отдаленных от функционирующих таможенных постов.

В текущем году данный вопрос стал более актуальным из-за высокого урожая зерна и увеличения экспорта. В связи с этим казахстанские зерновые компании обращаются в Комитет таможенного контроля с просьбой об открытии дополнительных таможенных постов вблизи отдаленных элеваторов.

На данном этапе КТК совместно с заинтересованными лицами проводится работа по определению дополнительных мест совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта, вне места нахождения таможенных органов

По состоянию на 27 декабря 2011 года из 16-ти департаментов таможенного контроля (ДТК) отгрузкой зерна на экспорт, в основном, занимаются 7 (ДТК по Костанайской, Акмолинской, Актюбинской областям, ВКО, СКО, ЗКО, по г. Астана) на 24 таможенных постах.

По итогам встречи, прошедшей 27 декабря, в частности, было принято решение об издании приказа КТК МФ РК об определении мест совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру вне места нахождения отдельных таможенных органов, а также о необходимости представления зерновыми компаниями в КТК МФ РК предварительного графика отгрузки зерна пшеницы на экспорт на 2012 год.

Источник: Казинформ

 

Иран приостанавливает закуп казахстанского зерна

В ближайшее время казахстанскому зерну может быть закрыта дорога на рынок Ирана. Сложившаяся ситуация связана с последствиями американских и международных санкций в отношении исламской республики. В результате чего американский доллар, основная  валюта платежа при торговле зерном, по отношению к национальной валюте - иранскому риалу - вырос за сутки на 20%.

«Уже сейчас наши иранские партнеры отказываются от поставок зерна, ссылаясь на невыгодность проводимых денежных операций в американской валюте. Как результат, в данный момент рынок находится в критической ситуации. Экспорт ячменя в эту страну практически остановился, - рассказал собкору издания «КазахЗерно.kz» один из казахстанских зернотрейдеров. - Когда ситуация прояснится, тоже пока ничего не известно, но если ситуация не изменится в лучшую сторону, то потери могут быть огромные. Так как Иран является одним из крупных потребителей казахстанского зерна, и экспорт в этом направлении поставлен хорошо».

И хотя наложенными санкциями прямо не предусмотрен запрет экспорта в Иран сельскохозяйственной продукции, тем не менее, многие банки отказываются работать с клиентами, имеющими бизнес с Ираном. Это связано с боязнью банков попасть в так называемый «черный список» Казначейства США.

В силу существующей инфраструктуры мировой финансовой системы, где основной валютой платежа является доллар США, правительство Соединенных Штатов может отследить практически любой платеж в мире, совершенный через банки. Поэтому выявление запрещенных трансакций занимает считанные секунды. В свою очередь, все крупнейшие банки мира придерживаются правил игры, навязанных США.

Вся эта ситуация в банковской системе сегодня привела к тому, что Иран близок к хаосу. А сложившаяся неопределенность на иранском зерновом рынке, в свою очередь, может больно ударить по кошельку казахстанских зерновиков и государственной казне в целом.

Ведь собранный в Казахстане рекордный урожай зерновых - почти 30 млн. тонн - нужно реализовывать, к тому же казахстанским правительством намечена задача - поставить на экспорт порядка 15 млн. тонн зерна. Надо отметить, что из экспортируемых Казахстаном культур, 90% ячменя и 30% пшеницы закупает Иран.

Существенные расходы может понести и казахстанский порт.  Ведь, по данным руководства АО «Ак Бидай Терминал», в октябре и ноябре текущего года 100% отгруженного зерна ушло именно в Иран. И если ситуация на иранском рынке не улучшится, то терминал может и вовсе остаться без работы.

Напомним, по данным Продовольственной  и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году в Иране произведено порядка 20 млн. тонн зерновых, что на 6,5 млн. тонн превышает показатель прошлого года.

Как уже писало ранее «Казах-Зерно», строительство международной железной дороги «Узень – Горган» позволит Казахстану увеличить транзитный и экспортный потенциал зерна до 5 млн. тонн к 2012 году в направлении Ирана и через Иран - в Афганистан и к портам Персидского залива.

Напомним, что строительство железнодорожной магистрали Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркмения) – Горган (Иран) должно быть закончено по плану в декабре 2011 года. Общая протяжённость дороги, которая является частью транспортного коридора "север – юг", составит 686 км. Из них по территории Казахстана пройдёт 146 км, Туркмении – 470 км и Ирана – 70 км.

По официальным данным, Казахстан по существующим транспортным коридорам может максимально экспортировать в Иран до 2 млн. тонн зерна. В 2009 году Казахстан экспортировал в Иран около миллиона тонн зерна, в 2010 году – 140 тыс. тонн, с января по декабр этого года – примерно 285 тыс. тонн.

Источник: Казах-ЗЕРНО

 

В морском порту Актау возникли проблемы с экспортом зерна

В этом году через морской порт «Актау» перевалено порядка 350 тысяч тонн зерна. Из них 200 тысяч при помощи зернового терминала. Всего же портовики планируют отправить морем на экспорт около 500 тысяч тонн зерновых. Между тем, рекордный урожай этого года создал целый ряд проблем с хранением и сбытом зерна. Производители стремятся как можно быстрее продать урожай и получить прибыль. Однако мощности единственного казахстанского порта оказались не готовы к такому наплыву клиентов.

Руководство морского порта Актау принимает все возможные меры для обеспечения приоритетной отгрузки экспортного зерна. На сегодня в зерновом терминале в ожидании отправки находится свыше 20 тысяч тонн зерна. Его проектная мощность составляет всего 50 тысяч тонн в месяц. Все отгрузки осуществляются по заранее составленному плану. Тем же зернотрейдерам, которые требуют обеспечить перевозку «здесь и сейчас», предприятие вынуждено отказывать.

Даурен КУТПАНБАЕВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА МОРПОРТА «АКТАУ»:
- Мы хотели бы попросить наших потенциальных клиентов отнестись с пониманием к создавшейся ситуации и, по мере высвобождения мощности, мы, безусловно, примем все зависящие от нас меры для обработки их грузов. Ряд грузоотправителей уже приняли соответствующие меры и надлежаще отреагировали.

Треть всего зерна отправляется при помощи паромного железнодорожного терминала. Основными маршрутами экспорта являются Иран, Азербайджан, кроме того, зерно отправляют в Грецию, Турцию и Болгарию. Сегодня морем можно отправить лишь тридцатую часть казахстанского урожая зерновых этого года.

Рафаиль ГАЛЯМОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ АО «АКБИДАЙ-ТЕРМИНАЛ»:
- Мы работаем круглые сутки. Выполняем поставленные задачи. Терминал больше 50 тысяч тонн перевалить не может. А на ноябрь месяц железная дорога уже приняла 98 тысяч тонн заявок. Мы понимаем эту озабоченность, и еще раз хочу сказать, что принимаем все усилия, чтобы перевалить этот объем зерна.

Порт пытается решить неожиданно возникшую проблему при помощи отправки зерна через открытые складские помещения. Ряд грузоотправителей даже рассматривают возможность отгрузки зерна в биг-бэгах - больших мешках весом до 1 тонны. Руководство зернового терминала обратилось за помощью к национальной морской судоходной компании «Казмортрансфлот».

Рафаиль ГАЛЯМОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ АО «АКБИДАЙ-ТЕРМИНАЛ»:
- Они уже сейчас взяли в аренду несколько кораблей пятитысячников, которые будут вывозить зерно. Да, они уже идут сюда. Эти корабли идут из Ленинграда, из Азова. Они взяли на целый год в аренду, чтобы поддержать экспорт. Чтобы никаких простоев у нас здесь не было.

В будущем подобные проблемы поможет избежать новый зерновой терминал мощностью до 1 миллиона тонн. Его планируется построить в северной части расширяемого порта.

Источник: Хабар

 

Назарбаев предложил руководству Индонезии создавать СП по переработке сельхозпродукции в Казахстане

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в рамках государственного визита в Индонезию встретился с президентом Республики  Сусило Бамбанг Юдойоно, сообщает пресс-служба главы государства.

Назарбаев отметил, что Казахстан придает большое значение развитию отношений с Индонезией, крупнейшей страной мусульманского мира.

«В числе наиболее перспективных направлений нашего сотрудничества нефтегазовый сектор, энергетика, транспорт, машиностроение, сельское хозяйство, пищевая промышленность, фармацевтика, туризм, малый и средний бизнес. Индонезия заинтересована в поставках зерна, муки и хлопка из Казахстана. Мы предлагаем Вам создать на нашей территории совместные производства по переработке сельскохозяйственной продукции. Индонезия может с выгодой использовать все возможности Единого экономического пространства Казахстана, России и Беларуси, - цитирует слова Назарбаева пресс-служба.

Глава государства отметил, что для дальнейшего развития сотрудничества двух стран необходимы прочная договорно-правовая база, а также создание межправительственной комиссии.

В  свою очередь президент Индонезии отметил большой потенциал двустороннего партнерства. «Убежден, Ваш нынешний визит позволит создать новые возможности для укрепления нашего экономического и политического взаимодействия», - отметил Юдойоно.

Выступая перед журналистами по завершении переговоров, Назарбаев отметил, что у Казахстана и Индонезии схожие цели и задачи государственного строительства.

«Наша страна движется по пути индустриально-инновационного развития, который выведет нас в разряд наиболее конкурентоспособных государств мира. В этом же направлении движется Индонезия. В будущем году мы отметим 20-летие установления дипломатических отношений. Высокие темпы экономического роста в наших странах создают благоприятные условия для наращивания сотрудничества», - сказал Назарбаев.

Важным шагом для укрепления двусторонних отношений, по его словам, станет открытие посольства Казахстана в Джакарте. Кроме того, достигнута договоренность о проведении Дней культуры Индонезии в Казахстане и Дней культуры Казахстана в Индонезии в 2013 и 2014 годах соответственно.

«Мы высоко оцениваем председательство Индонезии в АСЕАН в 2011 году и надеемся на содействие Джакарты в углублении взаимодействия Казахстана с Региональным форумом Организации. Мы также готовы к расширению сотрудничества в рамках ООН, ОИС и других международных структур. Мы предложили Индонезии стать полноправным членом СВМДА», - отметил Назарбаев.

Глава государства пригласил Сусило Бамбанг Юдойоно посетить Республику Казахстан с ответным визитом. Визит состоится в 2013 году.

«В целом, прошедшие переговоры продемонстрировали обоюдное стремление двух стран к углублению политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Были подписаны межправительственное соглашение об освобождении от оформления виз владельцев дипломатических и служебных паспортов, а также Протокол о намерении к двустороннему сотрудничеству между Министерствами иностранных дел на 2012-2013 годы. Госорганам двух стран поручено начать разработку Конвенции об избежании двойного налогообложения, Соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций, а также ряда отраслевых соглашений о сотрудничестве»,-информирует пресс-служба.

В совместном заявлении глав государств отражены ключевые направления совместной  работы.

Индонезия, в которой проживают 250 миллионов человек, входит в четверку стран с самым большим населением после Китая, Индии и США. Ожидается, что при сохранении нынешних темпов роста экономики к 2030 году страна войдет в десятку ведущих держав мира. Доля Индонезии в производстве мирового ВВП составляет 1,2%.

Источник: Новости-Казахста

 

Арабский шейх инвестирует строительство завода по переработке зерна в Северном Казахстане

Строительство в Северном Казахстане завода-комплекса по переработке зерна с зернохранилищем емкостью в 300 тысяч тонн инвестирует шейх из Объединенных Арабских Эмиратов Абдул Маджид Аль Фахим, сообщил на трехсторонней встрече с акимом области Сериком Биляловым президент компании «Goldhein investments limited» Давид Варагян.

Председатель совета директоров арабской компании Dubai Pearl шейх Абдул Маджид Аль Фахим находится в Северном Казахстане по приглашению акима области Серика Билялова и президента компании «Goldhein investments limited» Давида Варагяна. Инвестор из Объединенных Арабских Эмиратов приехал с конкретной целью: первый совместный проект компания Dubai Pearl планирует реализовать совместно с компанией «Goldhein investments limited», начать планируется со строительства завода-комплекса по переработке зерна с емкостью хранилища 300 тысяч тонн.

«Мы хотим сделать толчок в земледелии здесь, поэтому планируем строительство завода по переработке пшеницы с выходом на готовую продукцию. Сегодня в Северном Казахстане существует большая потребность в таком проекте, чтобы все стадии - от посева зерна до выхода готовой продукции – были в одном комплексе», - отметил Давид Варагян на встрече в областном акимате.
Протоколы намерения уже подписаны, по итогам переговоров стороны заключат и партнерское соглашение.
Еще один проект - строительство крупного торгового комплекса в Петропавловске, который компания Dubai Pearl планирует реализовать совместно с Китайской торговой корпорацией. Серик Билялов предложил взять за основу приостановленные строительные объекты в областном центре. Инвесторы подчеркнули, что готовы рассмотреть данный вариант.

Источник: Новости-Казахстан

 

Казахстан: "Продкорпорация" построит в Иране еще один элеватор

Национальная зерновая компания Казахстана "Продкорпорация" получила в Иране в аренду землю для строительства зернового элеватора, сообщил президент Зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев, передает CA-News.

Национальная компания "Продкорпорация", в задачу которой входит расширение рынков сбыта, получила в приграничной провинции Ирана в аренду участок земли, на которой в партнерстве с иранской компанией будет строить зерновой элеватор", - сказал Тлеубаев. По его словам, по такой же схеме "Продкорпорация" построила с иранской компанией зерновой терминал в иранском порту Амирабад.

"На новый элеватор будет поставляться железнодорожными вагонами казахстанское зерно, которое после разгрузки будет машинами увозиться вглубь страны на другие элеваторы, в том числе расположенные на Персидском заливе", - отметил Нурлан Тлеубаев.

Глава Зернового союза Казахстана отметил, что Иран готов получать в месяц по 200 тысяч тонн казахстанского зерна, однако на сегодня республика может поставлять только 50-65 тыс. тонн зерна в месяц (порт Амирабад).

"Иран - выгодный для Казахстана рынок, здесь стоимость нашего зерна составляет не ниже $200 за тонну, тогда как в портах Черного моря это всего лишь $140 долларов ", - сказал он. По оценке главы Зернового союза Казахстана, республика в 2011-2012 маркетинговом году сможет экспортировать зерна в объеме 13 млн тонн.

"У нас в прошлом году был небывалый урожай. Семь месяцев нашего маркетингового года прошли, и можно констатировать, что в 2011-2012 маркетинговом году мы отгрузим на экспорт девять миллионов пшеницы и еще четыре миллиона тонн муки - итого мы отгрузим на экспорт 13 млн тонн пшеницы", - сказал он.

В марте этого года через морской порт Актау посредством АО "Ак Бидай Терминал" было отгружено 62 тыс. тонн зерна. Из них 17,8 тыс. тонн ячменя и 44,2 тыс. тонны пшеницы. Напомним, что в связи с рекордным урожаем в 2011 году - 29,7 млн тонн зерна в бункерном весе (рост в 2,2 раза по сравнению с показателем 2010 года), экспортный потенциал казахстанского зерна увеличен до 15 млн тонн.

 

Грузия предлагает Египту организовать через порт Поти транзит зерна из Казахстана

Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в рамках визита в Египет провел встречи с представителями законодательной и исполнительной власти этой страны и обсудил вопросы двухсторонних отношений, а также обстановку в регионе, сообщили «Новости-Грузия» в департаменте прессы и информации министерства 9 марта.

Визит Вашадзе в Египет состоялся 7-8 марта.

"На встрече с министром внешней торговли и экономики в первую очередь речь шла о нескольких перспективных направлениях сотрудничества Грузии и Египта в экономической сфере. В первую очередь это использование транзитных возможностей Грузии", - заявил Г.Вашадзе, комментарий которого транслировал Первый канал Общественного вещателя Грузии.

Ранее гендиректор ООО «Грузинская железная дорога» Ираклий Эзугбая заявил, что грузинская сторона готова осуществить транзит казахстанского зерна в Египет, который в настоящее время осуществляется по другому маршруту.

Египетское агентство МЕNА сообщило, что возможности развития экономического сотрудничества обсуждались на переговорах Г.Вашадзе с министром иностранных дел Египта Мухаммедом Амром и министром внешней торговли Махмудом Исой. Основным пунктом переговоров Г.Вашадзе в египетской столице был вопрос об использовании грузинского порта Поти в качестве основного транспортного узла при доставке импортируемого в Египет зерна из Казахстана, сообщает МЕNА.

 

Казахстан: Амбар, вагоны или элеватор?

Казахстан начинает подготовку к посевной кампании. Регионы подсчитывают, сколько гектаров они засеют в этом году пшеничкой, сколько имеется в наличии техники, ученые-агрономы начинают выдавать прогнозы, метеорологи делают предсказания. Один крестьянин не знает, что ему делать со свалившемся на голову счастьем в виде прошлогоднего высокого урожая.

Куда деть зерно?

Закрома забиты, часть урожая во многих хозяйствах лежит под открытым небом. Элеваторы на замке, а если и ведут приемку зерна, то с влажным связываться не хотят. А оно у крестьян именно такое. Если его просушить, довести до кондиции, то прибыли после такой доработки можно не увидеть вовсе. Горячее зерно, скорее всего, по весне отправится на свалку. Можно было бы его сдать на спиртзаводы, но они в дешевом сырье в таком большом количестве не нуждаются. Можно было бы выгнать из этого зерна биоэтанол, но единственный завод, построенный в Казахстане по его производству, благополучно дыхнул на ладан.

Выход из сложившейся ситуации, вроде бы, очевиден - продать излишки урожая за границу. Но сделать это не так просто. У республики нет мощностей, вагонного парка, чтобы удовлетворить потребности своих производителей. Не только сельчан, но и мукомолов, и горняков.

А ведь в наиболее жаркие денечки уборочной кампании Минтранском, КТЖ, КазАгро чуть ли не ежедневно докладывали, что проблема решается. Вагоны едут из Грузии, Таджикистана, России. И ни слова о том, когда жаркая пора прошла, доехали эти вагоны до нас или нет.

Вице-президент КТЖ Ермек Кизатов заявил: «Мы в прошлом году приняли решение о создании СП с российской компанией «РусАгроТранс» по перевозке зерна. К этому делу подключены и государственная продовольственная корпорация и «КазАгро», и все госорганы… Проведена оценка, есть план мероприятий, определен объем работы, и мы планируем эту работу в этом году завершить и создать СП по обеспечению именно перевозки зерна и насыпных грузов».

В этом году КТЖ планирует приобрести больше 2 тысяч зерновозов для перевозки зерна и еще порядка 600 вагонов специального подвижного состава для обеспечения этих перевозок. По словам Кизатова, на сегодняшний день КТЖ стабильно перевозит до 1 миллиона 400 тысяч тонн зерна ежемесячно, из которых порядка 1 миллиона тонн составляет экспорт и 350-400 тысяч тонн - внутренние перевозки по территории Казахстана.

От планирования к стратегии

Даже если бы и не был собран такой большой урожай, проблемы с перевозкой хлеба все равно были бы ощутимы. В этом уверены многие участники рынка железнодорожных перевозок, потому что вагонный парк обновляется не такими темпами, как растет экономика страны. Ведь, по сути, железная дорога Казахстана все еще продолжает эксплуатировать наследие Советского Союза.

После образования суверенных государств вагонный парк бывшего СССР был распределен между новыми странами, но при этом была утрачена возможность централизованного перемещения того или иного рода вагонов. Этой осенью из всех братских республик помощь вагонами вызвались нам оказать лишь Грузия и Таджикистан. И, понятное дело, на возмездной основе, пишет корреспондент издания «КазахЗерно.kz».

Почетный железнодорожник Бертран Рубинштейн уверен, что ситуации с нехваткой вагонов можно было бы избежать, если было бы планирование, такое, как раньше.

С каким-то подобием планирования перевозки зерна в Казахстане мы столкнулись лишь совсем недавно. И оказалось, что осуществить его не так-то просто. Элеваторы находятся в частных руках, зерно - тоже. И если в страду еще можно хоть как-то наладить ритмичную работу, то в праздники сделать это чрезвычайно тяжело. Вот планы и срываются. В то же время рыночные условия заставляют думать многих грузоотправителей, что железнодорожный транспорт способен обеспечить любые перевозки по принципу - когда хочу, куда хочу и сколько хочу. Увы, но это уже давно не так.

Строя стратегию развития зерновой отрасли Казахстана, ее разработчики не учли или учли не в полной мере уникальность географического положения всего зернового хозяйства республики, экономической и маркетинговой позиции зерновой отрасли по отношению к другим мировым центрам производства и торговли зерном. Она заключается в значительной удаленности от глобальных мировых потребителей зерновых.

Казахстанские мукомолы и зернотрейдеры с огромной надеждой взирали на Иран, который является основным потребителем их товара. По официальным данным, Казахстан по существующим транспортным коридорам может максимально экспортировать в Иран до 2 млн. тонн зерна. В 2009 году Казахстан экспортировал в Иран около миллиона тонн зерна, в 2010 году - 140 тыс. тонн, с января по декабрь 2011 года - примерно 285 тыс. тонн. Надо отметить, что из экспортируемых Казахстаном культур 90% ячменя и 30% пшеницы закупает Иран. Однако после того, как вашингтонский обком ввел против него свои экономические санкции, они невольно аукнулись и на Казахстане.

Частные инвестиции или государственный капитал?

Бертран Рубинштейн, как член Консультативного совета АО «НК «Казахстан темир жолы», также уверен, что в Казахстане необходимо в течение двух-трех лет наладить собственное производство зерновозов. Для этого можно было бы реконструировать один из существующих машиностроительных заводов, или же построить новый за счет инвестиций государства и частного капитала. Пока же этого сделано не будет, страна должна будет ежегодно тратить средства в ближнем и дальнем зарубежье на приобретение минимум 1500 зерновозов.

Буквально несколько цифр. По данным Агентства РК по статистике, на 1 декабря 2011 года запасы зернобобовых культур в Казахстане составили 24060917 тонн, а год назад в Казахстане находилось 10616,695 тонн зерновых. Тем не менее, даже с таким сравнительно низким объемом зерна Казахстан подошел к началу текущего маркетингового сезона с переходящими запасами в 3,5 млн.тонн к 1 июля 2011 году. И пришлось задействовать практически все отечественные зерновозы, чтобы освободить элеваторы под новый урожай. А сейчас зерна на 13444,222 тыс. тонн больше. И все это зерно нужно вывезти буквально за оставшиеся до начала нового сезона 8 месяцев.

Если даже 3,5 млн. отечественный состав зерновозов развозил по стране в течение 2 месяцев, то, как он может справиться с вывозом такого огромного количества зерна без посторонней помощи соседних государств.

Этот факт, конечно, очевиден, но практически не был учтен при построении комплексной архитектуры отрасли. Более того, никто в Казахстане и не занимался по большому счету построением комплексной модели эффективного функционирования отрасли. Даже речи о таком плане не было.

Да, были разговоры об урожайности зерновых, о размерах государственных дотаций аграриям, о необходимости технического перевооружения хозяйств. Но все это нормально, крестьянин прекрасно знал и решал сам, даже без посторонней финансовой помощи. У него всегда был под рукой самый ликвидный его товар - его смекалка, трудолюбие и собственноручно выращенный урожай.

В итоге аграрное руководство страны, вместо того, чтобы создавать для крестьянина условия для его роста и процветания, предвидеть и решать глобальные трудности, связанные с реализацией, хранением и транспортировкой урожаев, все 20 лет занималось только тем, что учило его, как выращивать зерно, пытаясь одновременно поучаствовать в его доходах. Через навязанные кредиты, лизинги и другие известные всем крестьянам способы.

Казахстан: такое СП нам нужно

Идея создания совместного с россиянами предприятия имеет давнюю историю. Она была предложена российской стороной. Компания Русагротранс преследовала при этом коммерческие цели и попыталась включить в свою орбиту емкий казахстанский рынок зерноперевозок. Нужно отметить, что предложение от российской стороны было сформировано в совсем иной экономической ситуации. Россия получила ранее крайне невысокий урожай зерновых и была вынуждена пойти на крайние меры запрета экспорта. При этом объем зерновых перевозок Русагротранс значительно снизился, что привело к падению доходности компании. Естественно, руководство РАТ принялось искать какие-то выходы из этого положения.

Были проведены кое-какие сокращения расходов, часть простаивающего парка зерновозов была пущена под непрофильные перевозки не зерновых сыпучих грузов и как вариант была рассмотрена возможность создания с Казахстаном СП для того, чтобы зайти на казахстанский рынок и расширить свои возможности.

В результате уже к концу весны - началу лета между «Русагротранс» и дочерней компанией «Казахстан темир жолы» была достигнута договоренность о создании СП на паритетных началах с созданием общего вагонного парка в 10000 зерновозов, по 5000 от каждой стороны с регистрацией СП в Казахстане. Все необходимые документы были поданы в Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство). Но Антимонопольное агентство РК не дало разрешения на регистрацию, усмотрев в документах несоответствие стандартам законов РК.

Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции рассмотрело ходатайство о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, заключающуюся в создании совместного российско-казахстанского предприятия АО «КазАгроТранс», учредителями которого решили выступить АО «Казтемiртранс» (50% акций) и ЗАО «Русагротранс» (50%). На основании неточностей в документе, не соответствующих стандартам законов Республики Казахстан, ходатайство не было принято к рассмотрению, - было сказано в сообщении Антимонопольного агентства РК.

Пока идут дела по доработке документов, ситуация на рынке резко меняется. В преддверии хорошего урожая Россия отменяет экспортный запрет зерна с 1 июля 2011 года. В первый же месяц нового года Россия ощущает высокий спрос на свое зерно, которое даже не ожидала. В результате невероятно растут перевозки зерна, и уже через несколько месяцев обнаруживает дефицит зерновозов у себя в стране.

Правительство РФ понимает, что необходимо радикально реформировать железнодорожную транспортную отрасль, а снижение тарифов - это только полумеры. Нужны финансовые вливания, обновление и ремонт подвижного состава, законодательства и схем транспортировки. Отрасль требует современных форм логистики и технического перевооружения. В результате были приняты некоторые решения и даны обещания увеличения финансирования отрасли.

На фоне этих событий идея заключения СП с каждым месяцем теряет свою актуальность, а руководство Русагротранс, чувствуя за собой поддержку правительства РФ, ужесточает для Казахстана условия участия в СП. Это касается доли акций, прав управления подвижным составом и формирования планов перевозки зерновых грузов. Кроме этого, правительство РФ на время отзывает некоторые полномочия администрации Русагротранс, что не дает ей в полном объеме вести дальнейшие переговоры по СП.

В предыдущем году в связи с запретом российского зернового экспорта, в РФ парк зерновозов практически простаивал и был задействован только во внутрироссийских перевозках. Поэтому проблем с предоставлением зерновозов Казахстану в аренду не было. В прошлом году совершенно другая ситуация. Все перевалочные и транспортные ресурсы России были задействованы в полной мере, и поэтому образовался их дефицит.

Россия: а мы обойдемся и без него

Мы попросили прокомментировать ситуацию по созданию СП некоторых экспертов и участников рынка.

Беседовавшие с нашим агентством аграрии так и сказали: «Это к лучшему, не хватало еще кормить российских железнодорожников своим зерном. И так в остатке от зернового бизнеса остаются одни копейки. Может быть, после этого, с учетом рекордного урожая, чиновники примут решение покупать зерновозы, вместо того, чтобы растить деньги на банковских кредитах».

Евгений Альбертович Ган, президент Союза зернопереработчиков и мукомолов, считает, что не надо надеяться на кого-то дядю, который будет предоставлять нам зерновозы из года в год по льготным тарифам в ущерб своим интересам. Нужно больше надеяться на себя, нужно покупать зерновозы, а если на это в КТЖ нет денег, государство должно помочь в этом национальному перевозчику.

СП между Русагротрансом и дочкой КТЖ не состоялось по нескольким причинам. Во-первых, правительство России, чувствуя затруднения в транспортировке собственного зерна, временно отозвало полномочия грузовых компаний, и теперь они не правомочны заключать договоры по совместной деятельности с третьими лицами.

Во-вторых, документы не прошли разрешительных процедур в антимонопольном ведомстве. Они требуют доработки. В-третьих, условия, выставленные казахстанской стороной, не совсем выгодны Казахстану. Это повышение казахстанских железнодорожных тарифов, контрольный пакет акций в руках российской компании и другие факторы.

В нынешней ситуации, когда российский рынок наполнен своим зерном, «Русагротранс» особых рвений к созданию СП не проявляет. Поэтому будет ли таковое создано вообще - большой вопрос.

В «Казахстан темир жолы», впрочем, заявляют, что идея СП жива. Однако на одном из совещаний в КТЖ нашему корреспонденту все же удалось побеседовать с представителем Русагротранса и выяснить позицию этой компании по поводу создания СП.

«Мы понимаем крайнюю заинтересованность казахстанской стороны в создании российско-казахстанского транспортного предприятия. Казахстанской зерновой отрасли действительно нужны российские зерновозы, которые она могла бы получить через участие в новом СП. В этом случае казахстанской стороне удалось бы в какой-то мере избежать дорогостоящей покупки такого же по объему парка зерновозов. Мы соглашаемся с ними, чтобы не обидеть казахстанских партнеров.

Но нам это СП становится менее интересным, если мы примем некоторые казахстанские условия. А это ограничения в управлении подвижным составом казахстанской стороной. Мы должны соблюсти, прежде всего, свои интересы. В этом и суть бизнеса.

Далее. У нас разработана и выполняется программа обновления парка зерновозов, через капитальный ремонт и покупку новых вагонов. В КТЖ такой программы нет. Более того, мы опасаемся, что после формирования общего парка зерновозов нам придется тратить деньги и на ремонт казахстанской части вагонов. Получается, что казахстанская сторона стремится получить все плюсы от договора, ничем не пожертвовав при этом», - рассказал нашему корреспонденту источник.

На чужом горбу…

В общем, не получилось СП, не прошла новая хитрость чиновников АПК, въехать в рай на чужом горбу, чтобы прикрыть свою бездеятельность и неумение решать проблемы комплексно и глобально на современном уровне.

Сейчас крестьяне научились выращивать достойные урожаи, освоили новые технологии и технику. Придется, наверное, заняться им и всем остальным - инфраструктурой своего бизнеса, не уповая на заботушку своего государства. Многие трейдеры, беседуя с нами, мыслят как настоящие государственники - патриоты. Они, в отличие от тех, кто так себя только называют, знают, что нужно делать.

То, что мы сейчас возим зерно и муку в полувагонах и в неприспособленных транспортных средствах на уровне возможностей тридцатилетней давности, это и есть результат дальновидной политики руководства АПК Казахстана по развитию зерновой отрасли. Жалко времени. Обидно, когда приходится делать те дела, которые должны были быть сделаны еще позавчера.

В это же время появился новый лозунг: повышение производительности. По ней мы отстаем от ведущих экономик в разы. А потому Правительство намерено получать от одного работника АПК как можно больше дохода. А значит, и урожайность полей должна год от года только расти. Но куда девать урожай? Выход правительство увидело в строительстве новых элеваторов. Пока, правда, неизвестно, кто их будет строить, и кому в итоге они будут принадлежать. Но, думается, такой лакомый кусочек вряд ли останется неприхватизированным - когда будет сдан в эксплуатацию.

Эксперты оперируют такими цифрами. Элементарный расчет: 5 тыс. дополнительных зерновозов умножить на 70 тонн, получаем 350 тыс. тонн (это 3 элеватора при ежедневной отгрузке). Минсельхоз делает акцент на строительстве зернохранилищ, приобретение зерновозов почти не обсуждается. Кому выгоден дефицит зерновозов?

Тому, у кого они есть… Надо бы просто проверить, кто этой осенью особого дефицита с вагонами не испытал. Ведь, пока одни кричат, другие молча проделывают свои делишки.

Источник: Зерно Он-Лайн