«Мамытбеков и Мамин: два вора и их свора» - мнение, новости из СНГ.
На одной из популярных казахстанских блог-платформ опубликован пост автора Неспокойный зерновик. Оставшийся инкогнито блоггер, не скрывая эмоций, описывает ситуацию, сложившуюся вокруг перевода вагонов из инвентарного парка в приватный, пишет ИА «Казах-Зерно».
Наше информагентство решило разместить пост и на своем сайте, оставив за собой право внести небольшую редакторскую правку (исправлены орфографические ошибки, текст разбит на главки, стилистика автора сохранена).
«Грязной игрой в переводного дурака» называют участники рынка, возникшую словно из ниоткуда новую тарифную политику КТЖ и Казтемиртранса. У нашего неизвестного правдоруба есть ответы на многие вопросы. Приводим весь текст полностью.
«Мамытбеков и Мамин: два вора и их свора»
Чиновники Казахстана - это собаки, держать в подчинении которых может только тяжелая палка в руках хозяина - Главы государства. Приказал хозяин «фас» - собака не послушалась - палкой по загривку; приказал «лежать», собака не исполнила - палкой по хребту; сказал «служить» - не поняла в третий раз - тут уже и пристрелить пора. От такого тупого пса пользы не будет. Он только жрать все подряд может, воруя еду из чужой миски, а потом гадить, где попало.
Собачий бой
Не прекращается свалка в этой шелудивой своре за звание самой тупой и вороватой собаки. Двое из числа казахстанских чиновников уже долгое время ожесточенно доказывают свою преданность и беспринципность в несении (государственной?) службы - министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков и президент компании «Казахстан Темир Жолы» Аскар Мамин.
Оба они получили в свое распоряжение две стратегические отрасли казахстанской экономики - соответственно, аграрный сектор (отвечающий за продовольственную безопасность страны) и железнодорожные перевозки (что для Казахстана с его огромными расстояниями сродни кровеносной системе человека).
Порядочный чиновник постарался бы оправдать доверие Главы государства. Но, как говорили в фильме «Большой куш»: «Ты собака по всем признакам, кроме верности». Так и Мамытбеков с Маминым продемонстрировали своей работой на ответственных постах все собачьи признаки, кроме верности Главе государства и желания исполнить его наказ.
Что мы видим от Мамытбекова и Мамина? Во-первых, собачью жадность. Те сферы, за которые они отвечают, воспринимаются ими как кость, которую надо разгрызть в пыль и сожрать все, что только можно, не оставив после своих зубов ничего.
Во-вторых, они демонстрируют собачье желание собрать свою стаю, в составе которой легче вершить разбой. Оно и понятно: каждому вору нужна свора. Каждый из них посадил на ключевые посты своих ведомств таких же псов, кто готов жрать все подряд, преданно заглядывая в глаза вожаку стаи, лишь бы тот не сменил милость на гнев.
В-третьих, Мамытбеков и Мамин демонстрируют собачью нечистоплотность. Всем известно, что собаки могут преспокойно гадить там, где едят. И наши чиновники-собаки именно этим и занимаются, превращая своими экскрементами некогда вполне жизнеспособные отрасли в выгребную яму, находиться в которой не способен никто, кроме таких же псов, как они сами.
Мамытбеков очень много сделал для того, чтобы погубить сельское хозяйство Казахстана. Пожалуй, таких успехов по развалу отрасли от него не ожидал никто. Все чаще раздаются голоса, что Казахстан не настолько богат, чтобы позволить себе Мамытбекова на посту министра:
- снижение поголовья животных и рост стоимости кормов в разы привел к трехкратному увеличению цен на мясо и уменьшению экспортного потенциала (вопреки поставленной Президентом РК задаче его увеличения);
- ежегодно повторяется история, когда «Продкорпорация» закупает зерно у близких к Мамытбекову фирм по ценам выше рыночных, обеспечивая баснословные прибыли за счет бюджета. В итоге, «Продкорпорация» отчитывается об убытках, зато собственные карманы министра полны;
- отказ субсидировать экспорт муки в прошлом году (а в этом и зерна) уже привел к потере казахстанскими мукомолами внешних рынков, с трудом завоеванных в предыдущие годы. По оценке экспертов, по вине Минсельхоза потеряно 40 % рынка в Узбекистане, 30 - Таджикистане, 50 % - Афганистане…
Примеры того, как собака на посту министра мешает жить и трудиться людям, можно продолжать. Но то ли еще будет в ближайшее время, когда к развалу агарной отрасли со своей сворой голодных собак присоединится Мамин!
А произойдет это в самое ближайшее время, когда начнет действовать новая коррупционная схема, управления вагонным парком Казахстана, вдохновленная Аскаром Маминым.
Мамино полено
Проблем у крестьян Казахстана столько, что хоть в запой уходи. То урожай на полях гниет по вине Мамытбекова, то земля сохнет по причине ранней весны, то посевы горят в июльскую жару. Но мало было этого - судьба послала еще один удар поленом по голове. И поленом этим стал Аскар Мамин.
Как и все аферы, тут все начиналось под благовидным предлогом: необходимо передать вагонный парк страны в ведение дочерней организации «КТЖ» - «Казтемиртранс». Мол, тариф вырастет не больше, чем на 15 %, зато парк обновим, снизим простои, а значит, и экспортеры зерна не то что в проигрыше - в выигрыше будут, поскольку им не надо будет платить неустойки и штрафы, связанные с задержками транспортировки.
Эксперты предупреждали - это махинация чистой воды. Аналогичный трюк был проделан чиновниками-рецидивистами в нашей стране не раз - в самых разных сферах. Простой пример - банковская система в пору кризиса 2008 года, когда финансовые организации навыдовали невозвратных кредитов. Упрощенно схему можно представить так: «здоровые активы» оставляли в одном банке, а «плохие» продавали в другой. В итоге, один банк вышел из кризиса с прибылью, а другой обанкротился. Кто пострадал? Пострадали вкладчики и акционеры. Менеджмент (та самая свора жадных собак) получил бонусы за «хорошую работу».
Возьмем пример с коммунальной сферой. Была ТЭЦ, которая вырабатывала тепло и подавала его в город по трубопроводу. В этой схеме прибыльна только сама станция - она производит товар. Трубопроводы - это чистый убыток, ведь их нужно ремонтировать, содержать штат обслуживающего персонала, развивать инфраструктуру.
Что было сделано по всей стране лет пять назад? Станции оставили в собственности частных компаний, а трубопроводы выделили в отдельные структуры, которые «добровольно» (широкий жест, ага!) передали государству. Таким образом, частникам осталась вся прибыль и минимум забот, а госбюджету - все расходы и все заботы. Кто в проигрыше? Потребители тепла (то есть большая часть жителей страны) и бюджет (формируемый тем же народом).
Теперь этот пример «эффективного менеджмента» в точности повторяется компанией «Казахстан Темир Жолы». А в качестве пострадавших будут казахстанские аграрии, потом и кровью выращивающие тяжелый казахстанский хлеб.
История вопроса такова: в нынешнем году компания «Казахстан Темир Жолы» решила окончательно отделить железнодорожное полотно от грузовых вагонов, передав их в собственность дочерней компании АО «Казтемиртранс». Ситуация тут в точности, как в коммуналке: вагоны (как и ТЭЦ) - это чистая прибыль, а железнодорожные линии (как и трубопроводы) с необходимостью содержать штат сотрудников, вести ремонтные работы и развивать инфраструктуру - одни убытки.
В феврале 2012 года АО «Казтемиртранс» в установленном порядке направило в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (АРЕМ) заявку о повышении цен на услуги по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава, которая была одобрена решением правления АРЕМ от 26 марта 2012 года. Новые тарифы вступили в силу с 1 апреля.
Стоимость услуг «Казтемиртранс» по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава составила: крытые - 3 945,30 тенге (без учета НДС), платформы - 4 148,39 тенге, полувагоны - 3 948,06 тенге, цистерны - 3 946,85 тенге, зерновозы - 3 945,11 тенге, прочие - 4 085,08 тенге.
Вроде бы, повышение произошло небольшое. Но гром грянул 15 июня, когда из-под пера АО «Қазтемиртранс» вышел документ «Перевод инвентарного парка АО «Қазтеміртранс» в приватный». Документ обосновывает со всех возможных сторон плавное, а значит, почти постоянное повышение арендной ставки использования вагонов.
Золотой вагон бежит-качается
Что будет дальше, можно даже не предсказывать - это известно на примере России, где аналогичная махинация была проделана чуть раньше, и вагоны были переданы из «РЖД» в распоряжение дочерней компании «ЛП Транс». Экспорт зерновых упал более чем на треть. Причина участниками рынка называется одна - «рэкетирские» тарифы за аренду вагонов и железнодорожный тариф. Если раньше, говорят экспортеры, за перевозку зерна платили 5 долларов за тонну, то после изменения схемы он вырос в пять раз!
Пока новые тарифы «Казтемиртранс» не известны - несмотря на постоянно проводимые совещания, конкретных цифр никто не называет. Зато известно, что платить экспортерам придется по трем расходным статьям: аренда вагона, тариф на порожний возврат и вознаграждение за услуги транспортной экспедиции.
По мнению казахстанских мукомолов и экспортеров зерна, при передаче парка вагонов «Казтемиртрансу», услуги на использование вагонов поднимутся до 200 %, т.е. с нынешнего существующего коэффициента «Казтемиртранс» дополнительно будет изымать с каждой тонны зерновых и муки от 15 до 22 долларов США. Это получается, на 1 вагон дополнительная трата будет составлять до 1500 долларов США. По словам экспертов, эта схема скопирована именно с российских компаний, получивших в управление вагонный парк «РЖД», - «Русагротранс» и «ЛП Транс».
Кто будет в выигрыше? Конечно, «Казтемиртранс», который по сути является офисом, в котором сидят белые воротнички, ни разу не бывшие на железнодорожной станции. Их задача - подписывать бумажки и получать прибыль из воздуха - за счет переданных им государственных вагонов и использования государственной железнодорожной инфраструктуры. Если со временем (например, в ходе народного IPO) контрольный пакет акций вдруг уплывет в руки родственников Мамина, удивляться не стоит…
И не стоит надеяться, что экспортеры зерна смогут купить свой парк вагонов и использовать его на линиях «КТЖ». На примере той же России известно - чиновники всячески препятствуют «чужим» фирмам. И даже если кто-то использует свой вагон, его заставляют платить «дочке». Можно не сомневаться, что Мамин своей своре такую «крышу» обеспечит - лишь бы они делились с ним косточками послаще.
А кто пострадает? При высокой цене зерна на внутреннем рынке казахстанский хлеб перестанет быть конкурентоспособен на рынке внешнем. А цена на внутреннем рынке будет именно высокой - ее подстегивает Мамытбеков, принявший решение закупать пшеницу в госрезервы по 40000 тенге за тонну. В этой ситуации экспорт просто остановится, поскольку вывозить зерно будет невыгодно - никто не возьмет «золотой» хлеб. Следовательно, Казахстан потеряет свои позиции на международных рынках, вместо того, чтобы выполнить задачу Президента РК и открыть для себя рынки новые. Все это мы уже видим на примере потери рынков муки. Но, похоже, пришла и очередь пшеницы.
Поскольку экспорта не будет, внутренний рынок страны будет перенасыщаться. Как известно, Казахстану нужно не больше 8 - 9 млн. тонн зерна в год. Даже в нынешнем засушливом году мы произвели намного больше. А когда год будет урожайным? У крестьян просто не будет смысла убирать зерно с полей, тратя топливо и людские ресурсы. Казахстанские поля превратятся в гниль. Половина населения страны, которую составляют сельчане, потеряет работу. Казахстан погрузится в социальный хаос. Жанаозен покажется нашим чиновникам детским лепетом.
Виноваты в этом будут Мамытбеков и Мамин.
Своя АО-шка ближе к телу
Вернемся к тому, какие задачи ставит глава государства перед чиновниками. Одна из последних - подготовить наиболее уязвимые отрасли страны (и в первую очередь сельское хозяйство) к работе в условиях ВТО. Чиновники кивают головами, а на деле предпринимают прямо противоположные действия, направленные только на защиту своего кармана.
Президент во всех своих выступлениях на тему сельского хозяйства всегда в первую очередь ставит вопрос об удвоении экспорта сельхозпродукции за рубеж. А здесь что творится? Руководство КТЖ все делает наоборот, чтобы было невозможно вывезти продукцию за пределы страны.
Учитывая это, ряд крупных зернотрейдерских компаний планируют обратиться к Главе государства с открытым письмом. Другого выхода нет - слишком уж похожа схема, разворачиваемая с «Казтемиртрансом» на механизм «отковыривания» государственного добра. Вначале создан «Казтемиртранс», который впоследствии получил нехилый актив в виде всего подвижного состава страны. Уже сейчас вновь созданное предприятие открыто плюет в лицо отечественному бизнесу. Какой следующий шаг? Правильно, передача этого самого «Казтемиртранса» в частные руки.
Суть обращения в следующем - главный перевозчик страны ведет политику деморализирующую и откровенно губительную для АПК Казахстана.
В обращении сказано:
«Мы просим Вас разобраться в данной ситуации и при неизбежности перехода в приватный парк, рассмотреть возможность использования действующих ж/д тарифов общего парка вагонов (МПС) и условий оперирования вагонов общего парка (МПС) при работе с приватном парком до полного перевода всего казахстанского парка вагонов в АО «Казтемиртранс» или к другим операторам».
Остается еще один вопрос - что хозяину делать с неверными собаками, раз они уже не слушаются даже палки? Может быть, пора посадить на нары парочку чиновников, привыкших ставить интересы своего кармана выше интересов государства? Таким симпатягам, как Мамытбеков и Мамин, наверняка будут рады на зоне».
Подготовила Лия Стрик
Газета «КазахЗерно.kz»
Общую емкость хранения зерна в Казахстане планируют довести до 25,5 млн. тонн
В Казахстане в целях развития инфраструктуры экспорта и увеличения мощностей хранения зерна планируется строительство новых и расширение имеющихся зернохранилищ. На сегодняшний день одобрено финансирование 6 проектов в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.
В Северном Казахстане будут возведены новые хлебоприемные предприятия: ТОО «ХПП Алаз», ТОО «ХПП Ильичевка» и ТОО «Ар» на 20, 14 и 9 тысяч тонн зерна соответственно. Строительство остальных 3 элеваторов с общей емкостью хранения в 38 тыс. тонн развернется в Акмолинской области.
Строительство этих 6 агропромышленных объектов, которые инвестирует АО «Казагрофинанс», расширит объемы хранения хлеба в Казахстане на 81 тыс. тонн. В Минсельхозе отмечают, что заявки на строительство зерноприемных пунктов еще принимаются. На рассмотрении находится 4 проекта, которые рассчитаны увеличить возможности хранения зерна еще на 102 тыс. тонн.
Помимо этого, в ведении Продкорпорации находится строительство и оснащение зерновых терминалов: в Южном Казахстане - 200 тыс. тонн; в Актюбинской области - 150 тыс. тонн; в Мангистауской области - 50 тыс. тонн; в Северном Казахстане - 100 тыс. тонн.
В планах Продкорпорации также расширить мощности 2 хлебоприемных предприятий СКО и приобретение элеватора в Жамбылской области емкостью в 150 тыс. тонн. Что в результате приведет к увеличению возможности хранения зерна еще на 700 тыс. тонн.
По информации МСХ РК, на сегодняшний день казахстанские ХПП имеют возможность хранения до 24 млн. тонн зерна. Со строительством и расширением имеющихся элеваторов этот показатель возрастет до 25,5 млн. тонн.
Напомним, МСХ РК прогнозирует сбор урожая в текущем году в пределах 11,5-12,5 млн. тонн зерна.
Пестициды китайской компании будут поступать в Кыргызстан по ценам производителя
Сегодня министр сельского хозяйства и мелиорации КР Ч. Узакбаев встретился с представителями китайской компании «China s First Pesticide Formulator» и казахстанской фирмы «Ар-Абат». Результатом встречи стало предложение китайских производителей о поставке пестицидов по выгодным ценам, (данные МСХ КР.)
По словам представителя китайской компании, «China s First Pesticide Formulator» является крупным производителем пестицидов и средств для защиты растений.
ТОО «Ар-Абат» сотрудничает с данной китайской компанией уже 10 лет, и в 2013 году намерены построить казахско-китайский совместный завод по производству пестицидов. Таким образом, кыргызские сельхозпроизводители смогут закупать пестициды по ценам не посреднических компаний, а самих производителей.
В ответ на предложение министр Ч. Узакбаев выразил готовность организовать семинар для рекламы товаров данной компании сельскохозяйственным производителям Кыргызстана. «Пестициды в настоящее время очень необходимые средства для защиты сельхозрастений от разных вредителей, а также камышей, которые занимают много площадей в Чуйской области», - пояснил министр.