Российский хлеб делают из химических порошков и воды
Ветераны-блокадники замечают, что батоны стали словно резиновые.
В нашей стране отношение к хлебу всегда было особенным. Им нельзя играть, его не следует оставлять недоеденным или выкидывать. В СССР хлеб считался стратегическим продуктом - за его качеством строго следили. Сегодня об этом остается только мечтать.
Даже ветераны-блокадники, которые помнят вкус военного хлеба, замечают: батоны стали словно резиновые. Они крошатся и на следующий день покрываются плесенью или черствеют. Чем же накачивают народные буханки?
На самом деле рецепт хорошего хлеба прост: мука, вода, соль и обязательно опара - дрожжи, слегка разведенные водой, с добавлением сахара и муки. Правильно выдержанная опара - гарантия хорошей выпечки. У качественного хлеба даже «старость» благородная: не плесневеет, не разлагается, а усыхает постепенно. Казалось бы, на чем здесь экономить, достаточно правильно соблюдать технологию, чтобы получить вкусный и полезный продукт. Но единственное, чего не жалеют современные предприниматели, так это воды: ее в тесто добавляют с избытком, чтобы увеличить выход изделия. Некоторые умельцы умудряются обходиться не только без опары, но даже без муки, используя импортные порошки, химические добавки и консерванты, пишет Экспресс газета.
Линейкой мерил каравай
Главный специалист НИИ хлебопекарной промышленности, бывший заместитель министра хлебопродуктов СССР Николай Чубенко не только боролся за высокие показатели качества, но и сам разработал несколько рецептур - любимый многими дарницкий его детище. Ветеран признается: никогда ему не приходилось так краснеть за качество хлеба, как теперь.
- Утвердили программу развития сельского хозяйства до 2020 года и впервые за 15 лет вспомнили о хлебе, - замечает Чубенко. - В Министерстве сельского хозяйства нет ни одного специалиста-хлебника. Хлебная промышленность сегодня - это частные лавочки, которым отдали право отслеживать качество выпускаемой продукции. Роспотребнадзор по закону обязан наведываться в пекарни раз в три года, да и то предупредив руководителей о визите за неделю.
- Раньше, - рассказывает Николай Чубенко, - надсмотрщики в цехах дневали и ночевали. Сорок две организации проверяли нас ежедневно. В частности по весу изделия.
Стандарт предусматривал один килограмм, плюс-минус два с половиной процента. А сегодня это требование в ГОСТе даже не прописано, как и многие другие показатели, - предприятие само решает, каким будет его изделие.
- Однажды у меня на производстве инспектор линейкой измерял каравай: 25 сантиметров по горизонтали, 22 - по вертикали. Все, хлеб не круглый, - смеется Николай Терентьевич.
В то время эта оплошность чуть не обернулась Чубенко выговором.
Формовое надувательство
Предпринимательница Елена Забелина из подмосковного Ступино победила в конкурсе «Лучшая пекарня и лучший кондитерский цех Московской области-2011».
Семейное дело Елена открыла после того, как чуть не съела батон с крысиным хвостом. Уже десять лет она кормит семью своим хлебом, но секреты хлебопечения на массовом производстве ей хорошо знакомы. Она предлагает приготовить формовую буханку по всем правилам «хорошего» бизнеса:
- Нам не понадобится чистая посуда, руки мыть необязательно, косынка или шапочка ни к чему. Наш девиз: минимум затрат, максимум готовой продукции. Маргарин мы не берем, сахар не кладем. Берем водопроводную воду, немного муки, чуть-чуть дрожжей, соль. Плесневелый батон, который вернулся из магазина, не станем списывать и, чтобы сэкономить, пустим его в производство: обрежем зеленые края, размочим в воде и добавим в тесто как мочку. Теперь посчитаем, сколько заработали.
Елена взвешивает липкую сероватую массу - почти два формовых хлеба только от одной партии. Это и есть чистая прибыль. Теперь тесто можно замесить, разложить по формам и отправить в печь.
- Выглядит неаппетитно, но мы можем придать ему товарный вид: смажем верх растительным маслом, - говорит Елена и через пару минут показывает соблазнительную золотистую корочку. - Чтобы скрыть недостатки и ускорить процесс (тесто готовится за три часа вместо восьми), кулинары добавляют химические улучшители. Это - как суп из пакета: сытость вроде есть, а пользы никакой. В буханках в большом количестве содержится сорбиновая кислота, целый комплекс канцерогенов. Отсюда залипание мякиша, он становится резиновым и вздутым.
Николай Чубенко подтверждает: в советской промышленности тоже использовали улучшители. К этому хлебопеков подтолкнул кадровый дефицит 1986 года, когда у печки приходилось стоять солдатам, профессорам институтов, научным сотрудникам. Но в то время улучшители применялись натуральные. Чтобы повысить зарплату пекарям, Чубенко даже разработал рецепт постного батона.
- Я придумал, как сэкономить на сырье. Убрал из рецептуры сахар и жир, и затраты стали меньше. Разница в себестоимости пошла в счет зарплаты пекарям. «Хлеб белый», который получился, до сих пор покупаю, - улыбается Николай Терентьевич.
Мука на корм скоту
Качественной муки сегодня нет, уверяют специалисты. Сельхозпроизводители не выращивают пшеницу первого и второго классов. Большая часть зерна фуражная, предназначена для скота.
- Советский Союз всегда испытывал дефицит зерна, 20 миллионов тонн ежегодно мы закупали за рубежом. Сегодня снова мельники шумят, что зерно в страшном дефиците. Я этого не понимаю! - горячится Чубенко. - Для хлебопечения России необходимо всего семь миллионов тонн пшеницы и ржи в год. При этом страна в нынешнем году убрала 70 миллионов тонн зерновых. Откуда в таких условиях берется дефицит? А я отвечу. Зерно лежит в закромах трейдеров-спекулянтов, которые скупили весь урожай и держат его в ожидании ценового пика. Нашу пшеницу продолжают экспортировать. До трех миллионов тонн зерна вывозят из страны каждый месяц!
Дрожжи-убийцы?
Раньше хлеб готовили на основе сбродившего старого теста - сегодня используют термофильные дрожжи. Об их пользе и вреде ходят разные толки. Француз Этьен Вольф культивировал злокачественную опухоль в пробирке с использованием дрожжевого грибка. Размер опухоли удваивался и утраивался в течение одной недели и погибал, как только из раствора убирали дрожжи.
Есть версия, что при создании термофильных дрожжей использовалась рецептура немецких биохимиков. В докладе вице-канцлеру Германии от 6 декабря 1936 года есть пометка Геббельса: «Исключить дрожжи из рациона немецких солдат; если русские не погибнут в войне, то их ждет гибель от дрожжей, и мы им в этом поможем». В январе 1938 года доктор Геббельс предложил фюреру организовать поставки гуманитарной помощи в Советский Союз - хотел завалить нас продуктами, в состав которых входит особый подвид дрожжей, выведенный на основе термофильных, не погибающих в организме человека бактерий.
Состав главного компонента в производстве хлеба долгое время был засекречен, сегодня он прописан ГОСТ 071-81: «В технологии производства используются: сульфат аммония технический, аммиак водный технический, кислота серная техническая аккумуляторная, микроудобрения для сельских хозяйств южных районов СССР, кислота алеиновая техническая, известь хлорная, известь строительная, известь белильная термостойкая, три вида соляной кислоты технической...» Эти компоненты, в том числе и соляную кислоту, используют для подкормки дрожжевых грибков.
Булочка с ядом
Россельхознадзор разрешил подведомственному предприятию «Фумигационный отряд» опылять пшеницу бромистым метилом. Это оружие массового поражения, говорят ученые, бромметил способен накапливаться в зерне. Бромметил смертельно опасен. В СССР он был запрещен, но сегодня его вернули в государственный каталог пестицидов.
Только факт
В этом году бородинскому хлебу исполнилось 200 лет. Поначалу его выпекали как поминальный в честь воинов, павших в войне 1812 года.
Марина Кирейко