Китай подал в Лондонский суд иск к Украине на 3 миллиарда долларов

Китай подал в Лондонский международный арбитражный суд иск к Украине по поводу невыполнения контракта по поставке зерна на 3 миллиарда долларов, сообщает агентство УНИАН.

Первый заместитель главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль сообщил, что сумма в 3 миллиарда долларов была предоставлена Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ) для закупки зерновых с дальнейшей их поставкой в Китай, но Китаю продали зерна только на 153 миллиона долларов.

При этом депутат сообщил, что на китайские деньги ГПЗКУ поставила в Эфиопию зерновые на 28 миллионов долларов, в Монако — на 14 миллионов долларов, в Саудовскую Аравию — на 7 миллионов долларов, Иран — на 24 миллиона долларов, Кению — на 11 миллионов долларов, на Филиппины — на 1,5 миллиона долларов, в Швейцарию — на 61,9 миллиона долларов, в Египет — на 26,3 миллиона долларов и сирийским повстанцам — на 325 тысяч долларов.

Ссылаясь на таможенные документы, Москаль сообщает, что закупки зерновых в Украине осуществлялись ГПЗКУ как для выполнения китайского контракта, а впоследствии получателем зерновых становилась не китайская компания или указанные ею предприятия.

По данным агентства, в 2012 году ГПЗКУ и Экспортно-импортный банк Китая договорились о предоставлении украинской корпорации кредита в размере 3 миллиарда долларов, которые планировалось направить на форвардные и спотовые закупки зерна для дальнейшей поставки в Китай. Первый транш в размере 1,5 миллиарда долларов компания получила в начале 2013 года. Вторая половина кредита, согласно договору, является товарной и Украина обязана на 1,5 миллиарда долларов закупить китайские товары.

В 2012 году ГПЗКУ и Экспортно-импортный банк Китая договорились о предоставлении украинской корпорации кредита в размере 3 миллиардов долларов, которые планировалось направить на форвардные и спотовые закупки зерна для дальнейшей поставки в Китай. Первый транш в размере 1,5 миллиарда долларов компания получила в начале 2013 года. Вторая половина кредита, согласно договору, является товарной и Украина обязана еще на 1,5 миллиарда закупить китайские товары.

Государственная продовольственно-зерновая корпорация (ГПЗКУ) – вертикально интегрированная компания, которая проводит весь цикл работ с зерновыми и продуктами их переработки: от производства до экспорта. В состав ГПЗКУ входят 44 предприятия на правах обособленных подразделений-филиалов, их общая рабочая емкость составляет 3,461 миллиона тонн.

 

Группа "Сумма" заключила крупный контракт на перевалку зерна с Китаем

Группа «Сумма» в понедельник заключила контракт с Хэйлуцзянской зерновой компанией на перевалку 10 млн т зерна через порт Зарубино, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Параметров сделки он не раскрыл, однако сообщил, что это не первый контракт на перевалку через зерновой терминал в Зарубино, открытие которого планируется на 2018 г.

Ранее сообщалось, что Хэйлуцзянская зерновая компания готова заниматься сельским хозяйством в Приморском крае и производить в регионе 6,25 млн т зерна в год. Соглашение о строительстве на Дальнем Востоке зернового терминала в порту Зарубино было подписано между ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) и транспортной группой Fesco на Петербургском экономическом форуме в мае. Финансирование терминала будет включено в выделяемые на порт из федерального бюджета 7 млрд руб., сообщила тогда ОЗК.

Проект будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства. Объем частных инвестиций составит до $290 млн. Со стороны государства предусмотрено выделение 7 млрд руб. в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» с учетом ее продления до 2025 г.

Проект зернового терминала предполагает два этапа строительства — с 2014 по 2018 г. и с 2018 по 2020 г. Его мощность на первом этапе составит до 5 млн т, на втором — до 10 млн т.

Сейчас около 50% импорта зерна в Азиатско-Тихоокеанский регион приходится на страны, находящиеся в непосредственной близости от дальневосточных портов России, — Республику Корею, Китай, Тайвань, Японию. Сейчас перевалка осуществляется способом «вагон — судно».

 

Источники: «Эксперт», «Ведомости».