Сельхозмашиностроение станет самой проигравшей отраслью
В конце прошлой недели замминистра иностранных дел Александр Гурьянов сообщил, что Беларусь активизирует переговорный процесс по вступлению в ВТО «несмотря на политические трения с ЕС и США».
Произойдет это, как только в организацию вступит Россия. Однако Единое экономическое пространство, в реалиях которого мы начали жить с 1 января, предусматривает, что нормы ВТО после получения членского билета Россией должны будут исполняться всеми участниками ЕЭП, то есть и Беларусью и Казахстаном.
Александр Гурьянов не видит в этом ничего страшного: "Во-первых, Россия по многим позициям взяла на себя обязательства, которые устраивают Беларусь. Во-вторых, по тарифной защите предусмотрен переходный период, по многим позициям от 2 до 7 лет". Но есть опасность, что риски нашими властями недооценены, пишет Bel.biz.
Импорту - права, экспорту — обязанности
Не смотря на то, что по некоторым позициям есть временной лаг, треть тарифов будут снижены немедленно, как только Россия вступит в ВТО. Первой с новыми вызовами столкнется отрасль сельхозмашиностроения. Импортные пошлины практически по всей номенклатуре продукции упадут с нынешних 15% до 5%. Это окажет существенное влияние на структуру рынка - импорт техники известных европейских и американских брендов, таких как John Deere, увеличится. В "Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года", разработанной Минпромторгом и Минсельхозом России, говорится, что"снижение импортных тарифов позволит зарубежным производителям заложить эту разницу в цену продукции. Произойдет пятикратный рост импорта". За примерами далеко ходить не надо. В Украине хватило года после вступления в ВТО, что бы "бэушные" "Джон Диры" вытеснили с полей все остальные комбайны. Заместитель директора Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая отмечает, что сельхозмашиностроение как в России, так и в Беларуси будет самой проигравшей отраслью: "Нашему "Гомсельмашу" и другим производителям придется столкнуться с конкуренцией и на российском и на внутреннем рынке. Сегодня соотношение цена - качество не в пользу отечественных сельхозмашин".
Так же к проигравшим отраслям эксперт относит производство стройматериалов, пищевую и легкую промышленность, машиностроение. То есть отрасли, которые ориентированы на внутренний рынок. Потому что на нем будет усиливаться конкуренция с импортом. И отрасли, экспорт которых ориентирован преимущественно на страны СНГ. Расчеты МИД показывают, что в отношении более 1000 позиций российские обязательства перед ВТО ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза на 7-15%. Из них более 50 позиций - чувствительные для Беларуси. Например, молоко и сливки в твердом виде, содержащие какао пищевые продукты, некоторые краски, лаки, телефонные аппараты, телевизоры, а также новые седельные тягачи низкого экологического класса для эксплуатации в условиях бездорожья, самосвалы. Еще по 1500 позициям российские тарифные обязательства перед ВТО ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа на 4-6,5%. Из них чувствительны 160 позиций. Это мебель, синтетические нити, войлок, веревки, ткани и текстильные изделия, бутылки емкостью менее 1л, стекловолокно, стиральные машины, трансформаторы мощностью более 500 кВА, микроволновые печи, а также некоторые новые и бывшие в эксплуатации полуприцепы.
При этом Ирина Точицкая подчеркивает, что те отрасли, которые выиграют в России, не выиграют в Беларуси: "Это металлургическая и химическая промышленность. Почему у нас нет? Потому что мы не получим те преимущества, которые получит Россия от вступления в ВТО. Эти отрасли, в том числе и в Беларуси, постоянно находятся под компенсационными пошлинами и антидемпинговыми расследованиями. То есть при помощи таких нетарифных барьеров в США и ЕС ограничивают импорт нашей продукции. Но как только Россия вступает в ВТО, у нее появляется возможность смягчить эти "санкции", а у нас нет, пока мы не вступили в ВТО". Вот и получается, что импорту мы обязаны будем открыть дорогу и снять многие барьеры для зарубежных товаров, но для нашего экспорта условия будут не только не улучшаться, а только ухудшаться.
ВТО - зло или благо?
Много копий было сломано в дискуссии на эту тему. Приверженцев полярных точек зрения и сегодня немало. Но на стороне "против" очевидно просматривается лобби тех отраслей и предприятий, которым придется изменить привычный уклад размеренной жизни с господдержкой, и заняться повышением конкурентоспособности.
Например, те же комбайны, а впоследствии и тракторы. Для белорусских фермеров появление здесь более дешевой иностранной техники - это благо. Потому как сегодня они испытывают серьезные проблемы: новые машины они позволить себе не могут, а за запчастями приходится стоять в очередях после всех СПК. Для "Гомсельмаша", "Лиды" - это зло. Внутренний рынок - еще полбеды. А вот российский удержать будет очень сложно. Там и фермеров больше, и предложения будут заманчивее.
Аналогичная ситуация по многим направлениям. Напомним, что по промышленным товарам в среднем тариф будет снижен с 9,5% до 7,3%. По сельскохозяйственной продукции - с 13,2% до 10,8%. Также к 2018 году Россия обязуется вдвое сократить субсидии сельскому хозяйству - с $9 млрд. В 2012 году до $4,4 млрд, при этом предприятия АПК не будут получать экспортных субсидий. Для отдельных категорий продуктов питания будут отменены и льготы по НДС. На химическую продукцию пошлины снизятся с 6,5% до 5,2%, на электрооборудование - с 8,4% до 6,2%, на древесину и бумагу - с 13,4% до 8%, на сахар - с $243 за тонну до $223. Пошлины на хлопок и программное обеспечение будут сокращены с текущих 5,4% до нуля.
Кроме того, членство в ВТО значительно увеличит приток в Россию прямых иностранных инвестиций. Посредством ПИИ увеличится объем передачи современных технологий. Это обеспечит развитие и дальнейшую модернизацию российских предприятий, структурные сдвиги в экономике. В Минэкономике в связи с этим опасаются, что "не выдержат конкуренции со стороны не только зарубежных, но и российских товаров убыточные белорусские предприятия, а также субъекты хозяйствования, пользующиеся прямой бюджетной поддержкой". Ирина Точицкая подчеркивает: "Важно понимать, что инвестиции в случае региональных торговых соглашений приходят в большие страны. Это аксиома". Следовательно, белорусским производителям придется сражаться за восточный рынок, властям - за каждого инвестора. Поэтому в этой ситуации Беларусь является дважды проигравшей.
Но все же "нет худа без добра". Белорусским предприятиям придется взяться за дело и повышать конкурентоспособность. Это уже будет вопрос выживания. Закрыть границы никто не позволит. Включить административные рычаги тоже. А что бы иметь возможность защищать свои товары на внешних рынках, властям придется поторопиться с членством в ВТО. Но для этого, кроме переговоров о тарифах, необходимо будет провести реформы и значительно либерализировать экономику, провести приватизацию, упростить административные процедуры и так далее. Ну а самое главное, что в итоге главные блага получит потребитель, у которого появится широкий выбор товаров и услуг значительно более высокого качества и более низких цен.